На мой скромный взгляд, искусство - явление, должное быть выше всего мирского, выше политики, выше цензуры, хотя бы по той причине, что оно, это искусство - любое - несёт эстетику и красоту и выражает (без этого никуда) позицию, мнение, взгляды, убеждения, "посыл", если хотите, автора самым мирным из возможных путей, но и одним из сильнейших. Посыл вообще самая важная штука для меня, первейшая, не понимая для чего это сделано, трудно наслаждаться даже Леонардо да Винчи. (Кстати, если знать и понимать ещё как это сделано, то вообще огонь восприятия). Ввиду своего кажущегося миролюбивого влияния на умы и души, несчастное искусство в современном мире (имею ввиду последние века три) превратилось в мощное средство пропаганды, особливо для случайных (имею ввиду посещающих музеи, театры "по случаю") потребителей этого самого искусства. Цензура расцвела в нашем государстве буйными цветами - помимо явных запретов, закрытий (или неоткрытий), снятий, замен... диктуется что необходимо смотреть, что при этом думать и как говорить. И если многие учреждения культуры стараются мягко и завуалированно "нести" то, что до́лжно, то Русского музея это касается в меньшей степени - выбрана позиция четко следовать "линии партии и правительства" в страхе потерять насиженное теплое место и финансовое благополучие. Никого не осуждаю - но, уволив экскурсоводов, позволяющих вольности мышления и закрыв в запасники "провокационные" произведения, музей ничего не приобрел. Справедливости ради надо отметить - ничего и не потерял. Мы опять вернулись к стагнации прошлого века. Все эти сумбурные мысли были к открытой в корпусе Бенуа двойной выставке картин военного времени (справа) и мирного "Дом и семья" (слева). Изучена была левая часть, причём мы выбрали новый путь - продвигаться не по залам, а по стене - в одну сторону до конца и возвращаясь обратно по противоположной. Выставка представляет собой набор произведений, не входящих в постоянную экспозицию музея, объединенных общей темой дома и семьи. Посыл! Все хорошо в доме, когда семья в доме. Читай - лучше не высовываться, жить в своём мирке и не думать. А если и думать - то скажут о чём и как. Смотри телевизор. Неожиданно получается интересный эффект - ныряя в XIX век дворянских усадеб, больших семей, наполненности дома - по моде того времени, ни одного кусочка свободного пространства, попадаешь на дно советского быта. Где другие ценности - красота в минимализме. Что и логично - если маленькую хрущевку нечем, (да и некуда) наполнить, то это мы и назовём красотой. Гитара, стол и стул. И мы счастливы. Пропаганда. Однако, профессор Чагешвили на полотне Виктора Русакова грустно меланхолично хлебает суп, а по всем признакам в его доме минимализмом и не пахнет, не пахнет и радостью. Здесь вообще нигде нет счастливых героев. Ни в каком веке. Все погружены в думы, печали - по разным причинам в разные времена. Никакого семейного счастья на самом деле нет - темнота, теснота, безнадёга. Счастье - показуха. Выныриваем в картины деревенской жизни - тут другие проблемы, другие герои, другое "кажущееся" счастье. Счастье рождения ребенка омрачается размышлениями как его прокормить-то, очередного. Что его ждёт? Участь была предопределена до рождения. На выставке разные работы - и плохие, и хорошие, и спорные. В данном варианте важнее не как написано, а что написано. Всматриваться в глубину пространства и представлять как все эти люди искали и находили свои мимолётные, сиюминутные радости в мелочах, в моменте всеобщей пустоты, жуткой пустоты телевизора, в которую вечно всматривается женщина Юлии Сегаль... 1. Автопортрет "Я и Светлана Трофимова" 2. М. Н. Васильев "Интерьер" 3. А. А. Наумов "Старый друг" 4. Ю. А. Межиров "Сыновья" 5. К. С. Петров-Водкин "Утренний натюрморт" 6. М. М. Дедова-Дзядушинская "Двое а интерьере" 7. М. М. Дедова-Дзядушинская "Вечернее чтение" 8. П. Е. Пушкарёв "Семейная картина" (фрагмент) 9. Д. И. Глущенко "Ночью" 10. Ю. А. Сегаль "Телевизор"

Теги других блогов: живопись российские художники