"Умереть иногда неплохо для художников... История всё поправит"
Ян Фабр — один из самых известных универсальных художников в мире. Ныне здравствующий. Не только режиссёр театра, оперы и балета, хореограф, автор и сценограф, но и изобразительный художник.
Я почти в деталях помню большую его выставку «Рыцарь отчаяния — воин красоты» 2016 года в Эрмитаже, она проходила в исторических интерьерах Зимнего дворца, фигуры из зелёных жуков соседствовали с античной скульптурой, а произведения, исполненные ручкой Bic, с мастерами Проторенессанса и не только. Публика ходила, изумлялась, восклицала "Прикольно", а китайцы (их тогда было ещё огромное количество) молча бежали к часам "Павлин". Однако, никто не покидал её без последующих обсуждений, воспоминаний и эмоций. Да и мы долго полемизировали со Светой опосля и несколько раз возвращались к Фабру, хотя кажется, к единому мнению так и не пришли.
Но речь то пойдёт о его спектакле "Ночной писатель", поставленном в БДТ и являющимся квинтэссенцией дневниковых записей и театральных экспериментов разных лет. Это его сны, фантазии, видения, образы и мысли - самые изощрённые, странные и пугающие, тем и притягивающие. Полные экзистенциализма, сюрреализма и ещё Бог (а может и Чёрт) его знает каких "измов". Простым отсутствием стеснения рассказать об них, не скатываясь в пошлость и откровенную безвкусицу. Именно это притягивает в работах Яна Фабра, влечет многочисленного зрителя на спектакли, выставки, перформансы, хулиганства и бесчинства. Потом Вам будет плохо, но это уж потом...
Основной лейтмотив спектакля и всего творчества Фабра: Вы сидите и смотрите, открыв рты, а я туда писаю".
У Фабра абсолютно отсутствует заносчивость по отношению к зрителю - мол я создал, а если вы не поняли, вы глупы и говорить более не о чем. Соответственно и его зритель - это НЕ тот, который не понял, но сделал вид, дабы не прослыть отсталым и несовременным невеждой. А тот, который не стесняется непонимания, но пытается, а если и не получается, то просто любуется наслаждаясь моментом.
Ему абсолютно всё равно, поймёте вы или нет, примете или нет, осудите или нет. Это совершенно неважно. Главное - выразить лезущее изнутри многообразие ужасного, стыдного, страшного, противного... всё, чего обычный обыватель пытается скрыть и забыть. Выразить и воплотить в красоте.
Но даже, если ты понял десятую часть, что само по себе достижение, смотреть на качественно поставленный спектакль, великолепного любимого актёра, бесконечно приятно и не скучно. Андрей Феськов, филигранно перевоплощаясь то в самого Фабра, то в героев его пьес, рассказывает и показывает распахнутый наизнанку внутренний мир, остающийся при этом абсолютно недосказанным. Я тебе всё сказал, что считал нужным - дальше подумай сам. Но это необязательно.